Мой взгляд на мир: Станислав Лем 2 стр.

Шрифт
Фон

Мы сформировали себе различные экспериментальные образы и связанные с ними гипотезы или теории, или модели, чтобы наблюдать "разумом" то, что не можем воспринять чувствами: это означает, что наше мировоззрение "многопредельно выступает" за пределы того образа мира, который можем воспринимать благодаря непосредственной работе нашего сенсориума. Однако, означает ли это, что мы видим то, чего не видим, что можем почувствовать то, чего не чувствуем, что слышим то, что для нашего органа слуха неслышимо? Ничуть. Мы пользуемся "абстракциями" или специально создаваемыми "техникой" (или инструментом) ситуациями или условиями, которые делают возможными для нас, например, невозможные для наших предков "осмотр" Земли с сателлитарной орбиты или Луны, если на нее ступить, или благодаря космическим зондам - поверхности Марса или верхнего слоя атмосферы Юпитера. Или мы используем микроскоп, или телескоп Хаббла на орбите, или ускорители элементарных частиц, или камеру Вильсона, или пузырьковую камеру, или операционные (в них иногда можно заглянуть глазом человека внутрь тела или мозга) и т.п. То есть значительно больше информации мы получаем за счет различного рода и способов искусственно созданного нами посредничества. Однако мы в буквальном смысле совершенно беспомощны в восприятии чувствами пространств микро- или макро- и мегамира. Ибо никто не может ни увидеть, ни вообразить себе атом или галактику, или эволюционный процесс Жизни, или горообразование в геологии, или возникновение планет из протопланетарных (якобы небулярных) сгустков. Этнический язык, как широкополосный, полисемантический носитель информации, или математика, как выведенный из этого языка (из этих языков) узкополосный язык с резко повышенной "точной" остротой, представляют здесь наши "щупальца", наше костыли (инвалидные), наши "протезы". Однако, как слепец, постукивая по каменному полу своей белой палкой, на слух пытается распознать, находится ли он в комнате или на улице, или в нефе храма, так и мы этими (математическими) протезами "выстукиваем" себе то, что находится за пределами нашего сенсориума.

Но... есть ли так "на самом деле"? Являются ли листья "на самом деле" зелеными, или же зелень определяется фотосинтетическими соединениями хлорофилла? Не есть ли так, как писал Эддингтон, что сидим за обычным деревянным столом, в меру твердым, полированным, а одновременно - рядом с облаком электронов, которым этот стол является "также"? А может быть, является таким "на самом деле"? Если мыслить таким способом, то следует добавить, что столов теперь значительно больше. Есть обычный стол нашего ежедневного сенсориума (чувств), есть молекулярный стол (ибо из чего же состоит дерево?), есть атомный, есть барионовый, а также он является частицей "материи", микроскопической частицей, составляющий единое целое с Землей и имеющий (минимальный) вклад в ее гравитацию. А далее является наночастицей планеты, кружащейся вокруг Солнца и т.д. вплоть до "влияния стола на Вселенную", если не обращать внимания на полную ничтожность этого влияния с учетом всех диспропорций. Этих "всех столов" соединить вместе в единое целое не в состоянии не только наш сенсориум, но и наш "разум", если только не делить их на категории и классы.

Если погибнет один человек, для другого человека это может иметь не только эмоциональное значение. Если погибнет десять человек, это будет восприниматься совершенно иначе. Но мы не в состоянии de facto "почувствовать" никакой разницы между той информацией, что погиб миллион людей, и той, что - тридцать миллионов, а тот, кто говорит, что он чувствует разницу (кроме разницы в цифрах), тот лжет, сознательно или бессознательно.

Шрифт
Фон
Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке

Отзывы о книге

Популярные книги автора