Храм легко разрушить

читать Храм легко разрушить
Виктория Орти
1
Орти Виктория Виктория ОРТИ Споры об Израиле напрасная забота Эта страна удивительным образом умеет распорядиться нами посвоему Мы приезжаем и составляем список первоочередных дел, куда входят посещение всяческих административных кабинетов, банков, маклеров но внезапно приходит понимание, что пер

Шрифт
Фон

Орти Виктория

Храм легко разрушить

Виктория ОРТИ

Храм легко разрушить

Споры об Израиле - напрасная забота. Эта страна удивительным образом умеет распорядиться нами по-своему. Мы приезжаем и составляем список первоочередных дел, куда входят посещение всяческих административных кабинетов, банков, маклеров... но - внезапно - приходит понимание, что перво-наперво надо поехать в Иерусалим, в Старый город, к Стене Плача. Для того, чтобы увидеть красоту этой земли, НЕОБХОДИМО (подчёркиваю!) посмотреть на неё открытым взглядом и улыбнуться. Да-да, улыбнуться. И она ответит вам улыбкой. Снимите с сердца все накопленные годы, тоску по прошлой стране, воспоминания о любовях, печалях и прочем. Снимите - пусть ненадолго, и взгляните на ЧУДО, которое произошло с вами. Вы вернулись. Вернулись домой. Вернулись на землю, по которой ходил Авраам, где Давид пел псалмы, Соломон вершил суд, вы - часть этой истории, да-да, именно вы, ибо все годы галута череда ваших пра-пра-прадедов говорила "В следующем году - в Иерусалиме", а приехали - ВЫ!

ОТСТУПЛЕНИЕ ПЕРВОЕ: Я родилась в "половинчатой" семье. Мама - еврейка, папа - украинец. Они познакомились в питерском ЛЭТИ и, преодолев немалое сопротивление родни с обеих сторон, поженились. Мама-еврейка стала любимицей украинской семьи, папа-украинец - любимцем еврейской "мишпухи", частая история. Я росла без всяких национальных комплексов, росла себе, да и всё. Отъезд в Израиль произошёл как-то сам по себе. Стало тяжко, страшно, неуютно. Лица людей потемнели, помрачнели, хлеб насущный стал даваться с трудом, очереди да перебранки заменили тот невесомый питерский воздух, которым так легко дышалось раньше. Я пометалась-пометалась по сумрачным осенним улицам, поплакалась в плечо друзьям-подругам, пожалела себя, остающуюся без великой литературной подпитки, которой жила все свои осознанные годы... и уехала.

...На меня обрушилось НЕБО. Я, привыкшая к серым низким небесам, увидела ДРУГОЕ НЕБО. Высокое. Исполненное света. Другое. Сразу, да-да, в момент выхода из самолёта - никогда не забуду этого - на меня навалилось невероятное и оглушающее, незнакомое ранее ощущение присутствия Б-га. Во всём. И - во мне. Я не буду рассказывать сейчас обо всех чудесах, произошедших со мной в Израиле, - не об этом я пишу, но отправная точка моего рассказа - Б-г.

Мы все любим пофилософствовать. Так или иначе каждый из нас строит свою модель Бытия. Или почти каждый. Я - не исключение. Моя модель Бытия не нова и такова: МЫ САМИ СТРОИМ СВОЁ БЫТИЕ, И В ЭТОМ - БОЖИЙ ПРОМЫСЕЛ. Вопрос вопросов лишь в том, КАК мы строим наше бытие.

Немного об иудаизме... Страшная временная пропасть. Три тысячи восемьсот лет тому назад. Ур Касдинский. Ирак. Богатая семья. Всё есть: дом, слуги, скот...

Но Аврааму снится странный сон: его зовут, призывают оставить насиженные благополучные места (тогдашний Ирак - колыбель нашей цивилизации, мощная, развитая культура) и отправиться непонятно куда, в землю Ханаана, оставить Родину - запахи, краски, лето, осень, звёзды, - и уйти. Авраам первый философ на земле, первый еврей-монотеист. Он способен сделать ВЫБОР, способен начать кропотливый труд строительства собственного Я пред Его оком. Способен отринуть таких зримых, таких понятных богов ради Единственного. Он способен стать первым, способен возложить своего сына на жертвенник, всё из-за полного и безоговорочного принятия Б-га. Авраам свободен, но подотчётен, - вот парадокс и вот тот самый замес, на котором и вырастут грядущие поколения... Авраам способен отринуть Агарь с Ишмаэлем ради Сарры с Ицхаком и заронить в сердце Ишмаэля ту тяжкую ненависть, тот тяжкий груз сознания - быть ОТРИНУТЫМ собственным отцом, - которая пройдёт через тысячелетия и падёт на головы дальних потомков - наших сводных братьев! Они пойдут убивать, даже и не подозревая, что это обессиленные Агарь с сыном, умирающие в пустыне и не знающие ещё, что Б-г Авраама спасёт их, мстят Сарре и Ицхаку за выбор отца. Вот вам квинтэссенция еврейской истории: всё неоднозначно и перемешано - поступки, времена, декорации, но одно - вечно отчёт перед Отцом, на которого когда-то указал Авраам.

ОТСТУПЛЕНИЕ ВТОРОЕ: Профессор лингвистики Номи Шир приехала в Израиль из Дании в начале семидесятых. Она - один из наиболее уважаемых специалистов в мире в области синтаксиса.

На одном из семинаров выдалась "болтливая минутка", мы перестали обсуждать различия между Фокусом и Топиком, и Номи, блеснув васильковым взглядом, сказала: "...Свою первую теорию языка я выстроила, будучи семилетней девочкой. Я уверовала в то, что пейзаж непосредственно влияет на то, КАК люди говорят; датчане живут среди равнин, и говор у них спокойный с еле заметными интонациями, норвежцы - разговаривают точь-в-точь как выглядят фиорды - у них в речи невысокие, но острые и отвесные всплески... Иврит нельзя подвести под общую мерку, - слишком много пейзажей бурлит в генной памяти израильтян - весь мир, да и только..."

Да, действительно, мы собрались на этом кусочке земле ( вернее - мы собраны на этой земле) из разных миров, языков, культур, обычаев, пристрастий. Глуп тот, кто возьмёт на себя роль Судьи и скажет "Моё -лучшее", он и останется один на один с собой. Суметь бы нам понять-принять Израиль общий, Израиль разнообразный, а не размахивать багряным флагом, на котором золотом вышита буква "Я", последняя буква мудрого русского алфавита.

Да, многим нелегко, многие не смогли выучить язык, понять историю, культуру, не сумели прорваться и выйти из Гетто собственного одиночества. Эта история повторяется при любой эмиграции, и Франция, и Америка, и Австралия, и Канада знают подобные. Но мы не эмигранты, мы вернулись домой, а, значит, дом нужно обживать и украшать. Можно ссориться с соседями, а можно посидеть рядком да поговорить ладком. Только для этого нужно - хотя бы немного - подучить язык, на котором предстоит разговаривать.

Иудаизм подобен прокурору, но прокурор этот особенный. Он обвиняет, а улыбка нет-нет и скользнёт по его устам. Нет-нет да и шепнёт подсудимому: "Не бойся, оглянись на свою жизнь, на то, чем жил и как жил, припомни, перед кем виноват, кого обидел... Ты ропщешь и жалуешься, тебе плохо сегодня, но припомни: вчера ты и не думал о том, как живёшь, вчера ты и не замечал себя... Посмотри. Подумай."

Приходит Судный день, и мы застываем в ожидании записи в Книге Судеб. Мы пролистываем страницы наших дневников, припоминая: кого обидел, где был неправ, о ком не позаботился??? И если ты, не дай Б-г, думаешь лишь "кто меня обидел, кто был неправ, кто не позаботился обо мне", то рано или поздно наткнешься на страшный и карающий взгляд прокурора. Ибо не дано нам уповать на прощение ПОСЛЕ, нам дано прощение СЕЙЧАС. И это - невероятная ноша. Мы получали подарки: нас вывели из Египта, даровали Тору, помогли построить Храм. Но многие из нас роптали и оглядывались на тучные Египетские закрома, поклонялись тельцу, не радовались Храму. И это - естественное течение событий. Зримое и вкусное может казаться дороже бесплотного и духовного. Поэтому каждое поколение иудеев учится заново выходить из Египта, постигать Тору и - самое главное - строить Храм. Незримый Храм собственной жизни. Строить, окружая его своим Израилем. Храм тяжело обрести, но легко потерять, - достаточно потерять себя. Всё остальное исчезнет - словно само собой.

К О Н Е Ц

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон
Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке

Отзывы о книге