Илиада (пер. Н.М.Минского)

читать Илиада (пер. Н.М.Минского)
Николай Гомер
272 114
На суд современного читателя представляется Илиада Гомера в переводе Н. М. Минского впервые опубликованного в 1896 году издательством Солдатенкова По этому изданию здесь подготовлена новая редакция, которая сделает пер

Шрифт
Фон

На суд современного читателя представляется Илиада Гомера в переводе Н.М.Минского впервые опубликованного в 1896 году издательством Солдатенкова. По этому изданию здесь подготовлена новая редакция, которая сделает перевод доступным для широкого круга читателей. И не только для читателей, но и для слушателей. В наш век радио и электроники имеется возможность знакомиться с выдающимися произведениями мировой литературы в записях профессиональных чтецов, каковыми были древние исполнители и среди них сам Гомер. Звукозаписывающим компаниям предлагается использовать эту редакцию перевода Минского. Автор редакции поэмы в переводе Н.М.Минского Шенин Олег Петрович. E-mail: opshenin@mail.ru

Содержание:

  • Предисловие автора перевода 1

  • ПЕСНЬ ПЕРВАЯ - Мор. Вражда 2

  • ПЕСНЬ ВТОРАЯ - Сновидение. Перечень кораблей - Прочие боги, равно как и мужи, бойцы с колесницы, 6

  • ПЕСНЬ ТРЕТЬЯ - Клятва. Обзор войска со стены. Единоборство Париса с Менелаем 13

  • ПЕСНЬ ЧЕТВЕРТАЯ - Нарушение клятвы. Обход войска Агамемноном 16

  • ПЕСНЬ ПЯТАЯ - Подвиги Диомеда 20

  • ПЕСНЬ ШЕСТАЯ - Прощание Гектора с Андромахой 26

  • ПЕСНЬ СЕДЬМАЯ - Единоборство Гектора с Аяксом 30

  • ПЕСНЬ ВОСЬМАЯ - Прерванный бой 33

  • ПЕСНЬ ДЕВЯТАЯ - Посольство к Ахиллесу. Мольбы 38

  • ПЕСНЬ ДЕСЯТАЯ - О Долоне 43

  • ПЕСНЬ ОДИННАДЦАТАЯ - Подвиги Агамемнона 47

  • ПЕСНЬ ДВЕНАДЦАТАЯ - Бой у стены 53

  • ПЕСНЬ ТРИНАДЦАТАЯ - Бой перед судами 56

  • ПЕСНЬ ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ - Усыпление Зевса 62

  • ПЕСНЬ ПЯТНАДЦАТАЯ - Обратное бегство 66

  • ПЕСНЬ ШЕСТНАДЦАТАЯ - О Патрокле 71

  • ПЕСНЬ СЕМНАДЦАТАЯ - Подвиги Менелая 78

  • ПЕСНЬ ВОСЕМНАДЦАТАЯ - Изготовление оружия 83

  • ПЕСНЬ ДЕВЯТНАДЦАТАЯ - Отречение от гнева 87

  • ПЕСНЬ ДВАДЦАТАЯ - Битва богов 90

  • ПЕСНЬ ДВАДЦАТЬ ПЕРВАЯ - Бой подле потока 94

  • ПЕСНЬ ДВАДЦАТЬ ВТОРАЯ - Умерщвление Гектора 98

  • ПЕСНЬ ДВАДЦАТЬ ТРЕТЬЯ - Игры в честь Патрокла 102

  • ПЕСНЬ ДВАДЦАТЬ ЧЕТВЁРТАЯ - Выдача тела Гектора 109

Предисловие автора перевода

Перевод Илиады, начатый Гнедичем в 1809 году и оконченный им двадцать лет спустя, был многими найден устаревшим при самом своем появлении. В том же 1829 году, когда вышло в свет первое издание этого перевода, Жуковский поместил в "Северных Цветах" несколько отрывков из Илиады, написанных более современным языком, а через пятнадцать лет, покончив с Одиссеей, он приступил к новому полному переводу Илиады, но успел перевести только первую песню и каталог судов из второй.

Такое быстрое обветшание перевода Гнедича объясняется тем, что в двадцать лет, употребленных им на окончание своего труда, русский язык пережил благотворный кризис и переродился. В начале этой эпохи еще существовали две литературные партии - защитников старого и нового слога. Вооруженные знанием, руководимые более инстинктом, нежели эстетическим вкусом, сторонники Шишкова и Карамзина ощупью пробирались среди лабиринта славянских и русских слов, отдавая предпочтение тем или другим. Но пришел Пушкин, на русскую литературную речь впервые упал луч вдохновения, - и долгий спор сам собою прекратился, все стало очевидным и несомненным. Все недостатки работы Гнедича объясняются тем, что он приступил к переводу Илиады до появления Пушкина.

Можно еще мириться с чисто славянскими выражениями, (вроде наглезы, воспящять, скимны, скрании, сулица, меск, плесницы, пруги), - и смотреть на них, как на иностранные слова, нуждающиеся в переводе. Гораздо более портят язык Гнедича слова и обороты полуславянские (власатые перси; туков воня; спнул фаланги; обетуя стотельчия жертвы; пышное швение; огонный треножник; вымышлятель хитростей умный; рыдательный плач; троянцы ужасно завопили сзади), произвольно составленные новообразования (празднобродные псы; человек псообразный; мески стадятся; вседушно вместо всею душою; хитрошвейный ремень; дерзосердый; душеснедная смерть; беспояснодоспешные воины; неистомное солнце; кистистый эгид), а в особенности обороты двусмысленные, выражающие теперь не то, что хотел сказать автор (напыщенные вместо надменные; влияя вместо вливая; изойти вместо настигнуть; нижнее чрево вместо нижняя часть чрева; превыспренний холм; пронзительная медь; твердь вместо твердыня; разрывчатый лук; пресмыкавшиеся гривы; разливать бразды по праху). На подобные выражения натыкаешься, как на ухабы, и, читая Гнедича, приходится делать над собою некоторое усилие, побеждать постоянное внутреннее сопротивление, не глядеть на известные точки, чтобы быть в состоянии наслаждаться тем прекрасным и возвышенным, что действительно заключается в его переводе. Благодаря произволу в употреблении слов, даже удачные и плавные стихи Гнедича не могут быть иногда приняты без поправок. Так, в знаменитом стихе: "будет некогда день, и погибнет священная Трая" слово "некогда" произвольно применено к событию будущего времени. Говорят: я видел вас некогда, но странно звучала бы фраза: я некогда увижу вас*. Равным образом, в стихе "речи из уст его вещих сладчайшия меда лилися" эпитет "вещих", которого кстати нет у Гомера, произвольно применен к Нестору, не бывшему ни жрецом, ни провидцем, а искусным собеседником и оратором в народных собраниях. Если принять во внимание, что Илиада у нас, как впрочем везде, читается чаще всего в юношеском возрасте, когда случайные недостатки произведения так легко могут заслонить его внутренние достоинства, то уже по одной этой причине следует признать новый перевод Илиады не роскошью в нашей литературе, а давно назревшей насущной потребностью.

Помимо произвола в образовании и употреблении слов, перевод Гнедича страдает еще произвольным стихосложением. Много спорили о том, что возможно ли греческие и латинские спондеи заменять русскими хореями, ввиду отсутствия в русском языке долгих гласных. Греческий долгий слог равняется по времени двум коротким, и поэтому два греческих гекзаметра, из которых один написан дактилями, а другой - дактилями и спондеями, ритмически равнозначны. Не то будет с подобными двумя русскими стихами, и если один из них считать гекзаметром, то другой должен быть назван как-нибудь иначе. Поэтому, держась строгих требований ритма, следует признать, что русские стихи, написанные одним определенным размером, в данном случае гекзаметром, должны состоять из одного и того же количества слогов. Защитники смешанного гекзаметра указывают на то, что такое строение придает ему разнообразие и выразительность. С этим можно было бы согласиться, если бы дактили и хореи употреблялись каждый раз в зависимости от значения стиха, а не случайно и произвольно, смотря по тому, какие слова легче укладываются в стих. Если обратиться к переводу Гнедича, то увидим, что чередование дактилей и хореев в большинстве случаев у него произвольное. Почему, например, в стихе:

И держа в руках, на жезле золотом, Аполлонов красный венец

- первые две стопы состоят из хореев, а не из дактилей? Неужели хореи лучше передают действие держания жезла? Или почему в стихах:

Грозный Эксадий, Кеней, Полифем, небожителям равный,
И рожденный Эгеем Тезей, бессмертным подобный

- для одного только героя Тезея понадобился хорей, а не дактиль? Очевидно, в подобных стихах, весьма многочисленных у Гнедича, чередование хореев и дактилей совершенно произвольное. Сверх того, такие смешанные гекзаметры представляют при чтении постоянные неожиданности, ибо, прочитав хорей, еще не знаешь, окончена ли стопа или еще нужно ждать одного слога без ударения. Часто же бывает, что при первом взгляде на стих этого решить нельзя, и нужно предварительно его измерить и разбить на стопы. Так, например, стих начинается словами: "сделаешь счастливой супругой" (XIX, 298). Казалось бы, что первая стопа дактилическая. Однако, расчленив весь стих на стопы, узнаем, что следует первое слово читать с двумя ударениями. Такие же неожиданности могут встречаться и в середине стиха, и все это крайне затрудняет чтение, особенно в первый раз.

Вот почему Жуковский, совершенствуя русский гекзаметр, употреблял смешанные стихи только в виде исключения. На 11983 простых гекзаметра насчитывается в Одиссее только 123 стиха с хореями.

Первоначально я стал переводить смешанным гекзаметром, но, убедившись после нескольких песен в произвольности такого размера, переделал написанное и стал держаться правильного гекзаметра, причем в первых песнях осталось несколько стихов с хореем в начальной стопе. В остальных песнях я употребляю хореи только в одном случае, именно после мужской цезуры в третьей стопе, так как необходимая остановка голоса в этом месте дает возможность соблюсти ритм и в русском гекзаметре, как в греческом. Но при полном гекзаметре порою оказывалось необходимым вводить лишнее слово в стих против оригинала. В подобных случаях я употреблял слова безразличные, обычные в Илиаде эпитеты, нигде не дополняя и не украшая Гомера, что так часто делал Жуковский.

Шрифт
Фон
Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке

Отзывы о книге