Дворцовые тайны

читать Дворцовые тайны
Евгений Анисимов
987 76
Перед вами пройдет череда увлекательнейших сюжетов из жизни царей и российской знати Вы найдете ответы на вопросы: в чем заключалась истинная причина казни царевича Алексея? Был ли Михаил Ломоносов сыном Петра Велико

Шрифт
Фон

Перед вами пройдет череда увлекательнейших сюжетов из жизни царей и российской знати. Вы найдете ответы на вопросы: в чем заключалась истинная причина казни царевича Алексея? Был ли Михаил Ломоносов сыном Петра Великого? Кто скрывался под русской "Железной маской"? Кто был тайным мужем императрицы Елизаветы? Как сложилась жизнь внебрачного сына императрицы Екатерины Великой? И наконец - какова была тайна всех тайн русского двора, о которой знали все?

Содержание:

  • Введение 1

  • Неумолимый рок и нелюбимый сын: царевич Алексей Петрович 1

  • Проделки неверной фортуны: Александр Меншиков 3

  • Неистовый генерал-прокурор: Павел Ягужинский 4

  • Конец в замурованной камере: архиепископ Феодосий 5

  • Русский кунктатор: Борис Шереметев 7

  • Размышления у открытого склепа: Роман Брюс 8

  • История старого лиса: Петр Толстой 9

  • Любовь к Сенеке: Корнелий Крюйс 10

  • Командор, посланный за бессмертием: Витус Беринг 11

  • История знаменитой натурализации: Абрам Ганнибал 12

  • Обожаемый обер-камергер: Эрнст Иоганн Бирон 13

  • Солдат удачи: Бурхард Христофор Миних 15

  • Маленький трактат о смехе: Балакирев со товарищи 17

  • "Мешочек смелости" за пазухой: Алексей Черкасский 19

  • Лукавый поп: архиепископ Феофан Прокопович 21

  • Мнимый больной: Андрей Остерман 22

  • "Железная Маска" русской истории: император Иван Антонович 24

  • Тайный муж императрицы: Алексей Разумовский 27

  • Последний гетман: Кирилл Разумовский 28

  • Московский оборотень: Ванька Каин 30

  • Идеальный фаворит: Иван Шувалов 33

  • "Я делаю честь отечеству": Михайло Ломоносов 35

  • Отец русского единорога и рынка: Петр Шувалов 36

  • Грозный бич пороков: Александр Сумароков 38

  • Секрет "бестужевских капель": Бестужев-Рюмин 40

  • Жар последней любви: Иван Бецкой 42

  • Гений и тщета человеческая: Денис Фонвизин 44

  • Свой-чужой сын: Алексей Бобринский 45

  • Русский Леонардо: Николай Львов 47

  • Великолепный князь Тавриды: Григорий Потемкин 49

  • Петр, сын Петра: Румянцев 51

  • История любви короля: Станислав-Август Понятовский 53

  • Прогулки по осенним аллеям: братья Панины 55

  • Ропшинский и чесменский герой: Алексей Орлов 58

  • Тайна ночной аудиенции: Емельян Пугачев 60

  • "Алмаз в коре": Александр Безбородко 61

  • На брегах реки времен: Гавриил Державин 63

  • Петушиный крик гения: Александр Суворов 65

  • Хозяин "русской Бастилии": Степан Шешковский 66

  • Последний фаворит: Платон Зубов 68

  • Судьба русского Гамлета: Павел I 70

  • Последствия одного путешествия: Александр Радищев 71

  • Преданный бес: Алексей Аракчеев 72

  • Федор Кузьмич: кто ты, старец? 73

  • "Деспотический вихрь": цесаревич Константин 74

  • Заключение 76

Евгений Викторович Анисимов
Дворцовые тайны

Введение

В начале 2000 года телеканал "Культура", весьма уважаемый многими за хорошие передачи и отсутствие рекламы, предложил мне участвовать в проекте "Дворцовые тайны" в роли автора и ведущего этой передачи. Подумав немного, я согласился и со временем даже примирился с названием передачи. Как известно, если в заголовке не будет слов "тайна" или "расследование", то многие люди и смотреть не станут. Дирекцией мне была предоставлена полная свобода творчества, которой я и воспользовался, рассказывая с экрана современным людям о людях XVIII века. Мне повезло, что режиссером моих передач была талантливая и оригинальная женщина Татьяна Львовна Малышева и что почти все съемки проходили в Петергофе, доныне процветающем под благотворной властью несравненного директора Вадима Валентиновича Знаменова. Постепенно преодолевая скованность и страх, я все больше и больше увлекался передачами. Письма же, которые присылали мне зрители со всех концов страны, говорили, что эти передачи люди смотрят, и это воодушевляло - оказывается, слова о любимом мною XVIII веке не пропадают в пустоте и кого-то трогают.

Сам я - профессиональный историк, специалист по русской истории XVIII века, написал несколько научных монографий и много популярных книг и статей, предназначенных для замечательного российского "широкого" читателя - умного, образованного, интересующегося всем на свете. Дело в том, что с годами я понял: интерес к прошлому неистребим в каждом человеке, чем бы он ни занимался. Наверное, этот интерес вызывается течением самой жизни. Рано или поздно человек, понимая тщету или, наоборот, ценность своей (уникальной для него) жизни, невольно ставит ее в некий ряд, цепочку подобных человеческих жизней, большинство из которых уже когда-то оборвались. И тогда человеку остро хочется "вскочить в машину времени", на минутку "заглянуть в прошлое", понять, как жили они, люди прошлого, в другом (и в то же время похожем на наш) мире, что они чувствовали, как относились друг к другу. Тут-то и возникает потребность в слове историка, которому можно довериться, зная, что он не будет врать, исходя из политических соображений или ради красного словца.

Но зачастую, взяв на первый взгляд "аппетитную" историческую книгу и удобно устроившись с ней на диване, читатель быстро остывает к ней - так порой скучно, занудно, наукообразно и бедно бывает слово профессионального историка. А порой со страниц книги, написанной неисториком, "вылезает" столько невежества, авторского самомнения, поучений или, еще хуже, пренебрежения к людям прошлого. Ну как же, ведь они не знали, что такое самолет, лазерное оружие, не держали в руках "мобилу", и уже только потому, что жили в "несовершенном" прошлом, они кажутся глупее его самого!

Больше всего я боюсь именно таких впечатлений от своей книги, поэтому изо всех сил стремлюсь не разрушить зыбкого следа, оставшегося от прошлого, стараюсь передать все его своеобразие и - в то же время - отразить свои ощущения от соприкосновения с ушедшими человеческими жизнями. Я убежден, что как бы мы ни вооружались всевозможной техникой, большинство из нас никогда не будет умнее Вольтера или Ньютона, талантливее Моцарта или Ломоносова. Словом, к людям прошлого нужно относиться с уважением - ведь они уже не могут ответить на наши порой вздорные претензии, они навсегда замолчали, как замолчим и мы, также став беззащитными перед суждениями потомков.

С такими мыслями я вел передачи этого цикла, а потом писал эту книгу. Каждая главка - новелла об одном из героев русского XVIII века. Вместе они представляют собой полсотни звеньев единой цепи человеческих жизней, которая тянется во времени из одной бесконечности в другую…

Е. В. Анисимов

Санкт-Петербург, февраль 2005 г.

Неумолимый рок и нелюбимый сын: царевич Алексей Петрович

Один из сподвижников Петра Великого гвардейский офицер Александр Румянцев описывал в письме к приятелю, как поздней ночью 26 июня 1718 года Петр I вызвал его к себе в Летний дворец. Войдя в царские апартаменты, Румянцев увидел такую сцену: возле сидевшего в кресле государя стояли глава Синода архиепископ Феодосий, начальник Тайной канцелярии (политической полиции того времени) граф Петр Толстой, его заместитель майор гвардии Андрей Ушаков, а также супруга Петра, Екатерина Алексеевна. Все они успокаивали плачущего царя. Обливаясь слезами, Петр приказал Румянцеву и трем другим офицерам тайно умертвить своего старшего сына, царевича Алексея Петровича, заключенного в Трубецком бастионе Петропавловской крепости. Это был финал подлинно шекспировской драмы, развернувшейся на глазах всех российских подданных…

Будущий конфликт отца и сына, их отчужденность, переросшая затем во вражду, были предопределены изначально тем положением, в котором оказался наследник российского престола. Царевич Алексей - сын Петра от первой жены Евдокии Лопухиной - родился 18 февраля 1690 года. Мальчику было всего восемь лет, когда у него отняли мать. Царь приказал сослать ее в монастырь и насильно постричь в монахини. Алексей сильно переживал разлуку с матерью, но отец запрещал ему видеться с бывшей царицей - старицей Еленой суздальского Покровского монастыря, и, узнав однажды, что царевич, уже семнадцатилетний, тайком ездил в Суздаль на свидание с матерью, был вне себя от гнева.

Шрифт
Фон
Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке

Отзывы о книге