"Что такое хорошо и что такое плохо?"
- Нянь! А эта тетя на картине кто? Королева?
- Никакая не королева.
- Ну тогда герцогиня? Или… графиня?
На этом мои познания в геральдике, взращенные на мамином брокгаузовском Шекспире, иссякают, и я умолкаю.
Но женщина в золотой одежде, с короной на голове смотрит на меня из рамы и не дает покоя. И странные крылатые не то дяденьки, не то тетеньки вкруг нее. И мальчик. Ну как же не королева? Вот и у него корона. Значит, он принц.
- Так кто же она тогда?!
- Плотникова жена, - отвечает няня. И с грохотом ставит утюг на подставку.
Вовсе уже непонятно…
- А эти кто? С крыльями?
- Ангелы. Они ей служат.
- А почему?
- А потому что царица небесная.
Простыня взлетает в няниных руках, подобно белеет-парусу.
Ух ты! Вот оно что! Ну, тогда все понятно: и синенький стаканчик на цепочке, и огонек в стаканчике, и корона…
Царица небесная - это, наверное, главнее в сто раз, чем Золотая рыбка. Рыбка - Владычица морская, у нее только рыбы и восьминоги всякие. А у Царицы небесной кого только нет! И ангелы эти, и воробьи, наверное… И летчики тоже, конечно!.. Вот это царство!
И словно в подтверждение моих размышлений, в оконное стекло требовательно начинают лупить носами громогласные подданные Плотниковой жены. Няня ставит утюг и идет к шкафчику.
- Сейчас, мои лапоньки. Сейчас, мои сиракузики…
Няня достает мешочек с пшенкой и сыплет через форточку на подоконник.
Воробьи гомонят, подпрыгивая от нетерпения, а няня Груша отпускает в их адрес нелестные замечания:
- Ведь еще насыплю, дурья твоя голова, чего скачешь, козел заморский? Ладно, там у меня на кухне еще вроде перловка была…
Но стоит няне отойти, как над колодцем двора медленно начинают парить две жирные вороны, прилетевшие из Соседнего-Двора-В-Который-Ходить-Нельзя.
- Няня! Вороны!
Но вороны уже, нагло отпихнув перепуганных воробьев, долбят черными клювами по подоконнику, стараясь сожрать до няниного прихода как можно больше.
- Ах ты хамлёт проклятый! - бушует няня. - Чтоб тебя дождь намочил! А ну, брысь отсюдова, прорвы!
Вороны, не торопясь и не теряя достоинства, отлетают. Тем более что они уже все сожрали. А неунывающие воробьи снова скачут по подоконнику, отлично зная, что няня не замедлит навести справедливость и даст перловки.
Вот интересно: а вороны тоже подчиняются Царице небесной? Нет. Наверное, они у нее шпионы. Или враги народа. Должны же и в ее царстве быть враги народа…
Мои папа и мама уехали в командировку. Командировки бывают большие и маленькие. У мамы и папы очень большая командировка.
Так мне сказала Женщина-летчик Милица Васильевна. Сначала я жила у нее. Долго - наверное, целый месяц. А потом пришел комендант общежития и сказал ей, чтобы она отдала меня в детский дом.
Тогда Милица Васильевна взяла меня за руку и поехала со мной в Москву. Она сказала:
- А теперь, Витька, попробуй привести меня к каким-нибудь твоим знакомым. Или дальним родственникам.
И я повезла ее к няне Груше. Раньше, когда я жила с мамой и папой, мы часто ездили к няне, и дорогу я знала. Мы сели в трамвай-троечку и поехали. Когда я ездила с мамой, я всегда смотрела в окошко и где вылезать - помнила. Надо было доехать до площади, где с одной стороны ворота, а с другой - большой красный дом и роют под землей дырку.
Мы слезли и пошли через площадь к няни Грушиному дому. А когда мы шли мимо Соседнего-Двора-В-Который-Ходить-Нельзя, Милица Васильевна вдруг остановилась и говорит:
- Э, нет, брат… Это куда ж ты меня ведешь? Сюда я еще не хочу.
Я сказала:
- Нам не сюда. Нам туда.
И привела ее куда нужно.
Няня Груша не мне няня, а моей маме. Она ей кормилица. Это почти что бабушка. Так она мне объяснила.
Ее квартира очень хорошая. В ней много разных людей. И все готовят на кухне. Не так, как у летчиков, на табуретках, а все вместе. Кухня у няни громадная. Примуса жужжат на разные голоса, и надо громко кричать, иначе ничего не слышно. И от этого очень весело. Пол в кухне в красную и желтую клетку, и по нему можно скакать в классики. А коридор не такой, как у летчиков, а весь кривой. В нем много сундуков и старых кресел, и там очень хорошо играть в прятки или в шпионов. В няниной квартире живут два больших мальчика, Шура и Ясик, и девочка Илика. Илика еще маленькая. Она играть не умеет. Она только бегает за нами следом. Или закроет глаза ладошками и говорит: "Ищите меня! Я спряталась!"
Самая красивая комната - это няни Грушина. Она прямо за кухней. В ней есть наша с няней кровать, столик, две табуретки и шкафчик на стенке. В шкафчике три полки: на одной - пшенка для воробьев и всякое неинтересное, на другой - чашки с блюдцами, две мисочки, чайник и сахарница, а на третьей - книжки. Нянина, мои и одна мамина - "История искусств".
Окно у няни очень глубокое. На нем можно сидеть и смотреть во двор. Или на нянины картины про Плотникову жену и ее мальчика. Картин много, и они все висят на стенке рядом с окном. И синенький стаканчик на цепочке. А внутри его огонек…
Няня Груша - самая главная в квартире. Она не их няня, а моей мамы, но все равно все - и взрослые тоже - ее зовут "няня", и все ее слушаются. И без нее ничего не знают.
Утром я просыпаюсь и слышу, как няня стоит на коленях и разговаривает с Плотниковой женой. Я не очень хорошо слышу, про что она ей говорит, потому что еще не проснулась, и под их разговоры я еще немного сплю. Няня говорит долго. Иногда из кухни кто-нибудь заглянет, видит, что няня занята, и уйдет - не хочет ей мешать. Но няня все равно отвлекается. Вдруг понюхает-понюхает - и как закричит, прямо так, на коленях:
- Николай! Ты что там, макароны на постном масле, что ли, жаришь? У вас ведь жир еще есть!
- Так Нюра на дежурстве. А я не знаю, где там у нее что…
- За окном погляди. В эмалированной кастрюльке, - советует няня. И снова кланяется.
Но так у нее ничего и не получается.
Няня прислушивается, вскакивает и бежит в кухню.
- Ты, что ли, с ума сошел?! - шипит она испуганно (так, что я слышу). - Эмалированной от алюминиевой отличить не может! Это же Лизкина!
Выдав дяде Николаю жир и отругав его как следует, няня возвращается. Но тут уже просыпаюсь я и стучат в окно воробьи. Няня велит мне одеваться, дает крупу и идет проследить, чтобы эти окаянные шелапуты, Яська с Шуркой, не умчались в школу не емши, благо матеря на работе…
Я кормлю воробьев и теперь уже сама кричу на ворон:
- Пошла отсюда, гамлёт проклятый!
Последней на кухню выходит Лизка, у которой дядя Николай чуть не съел жир из алюминиевой кастрюльки.
Няня жарит оладьи, а я стою рядом и смотрю, как Лизка гладит блузочки и поет песни, Она поет: "Не спи, вставай, кудрявая, в цехах звеня!.."
И я так думаю: Лиза эту песню про себя придумала - такая она сама кудрявая.
Закончив петь, Лиза убирает утюг, надевает в коридоре перед зеркалом свой берет и жакетку и идет на работу.
Лиза работает машинисткой в Соседнем-Дворе-В-Который-Ходить-Нельзя.
Тихо стало в квартире. Все ушли. Мы с няней забираем Илику к себе, няня готовит, а пока у нее варится, читает нам книжки. Или мои, или новую Иликину книжку. Книжка толстая, она для больших. Но и для детей там тоже немножко. Очень хорошая книжка!
Жили-были Сима с Петей!
Сима с Петей были дети!
Пете - пять,
А Симе - семь!
И двенадцать вместе всем!
Хоть в мячик под нее скачи, хоть считайся. Нам с Иликой очень нравится. А няня читает-читает и все время ворчит почему-то:
- Скажите пожалуйста! Детей он учить взялся! Этот научит… Чего плохо, чего не плохо - все расписал, хоть в раму его вставляй, такого умного…
- Ну чего ты на него сердишься?! Ты читай! - удивляюсь я.
А вечером Шура, когда из школы пришел, все нам рассказал, почему няня этого писателя ругает… Она один раз к Первому маю (это давно было, Шурка с Яськой еще в школу не ходили, а теперь они уже на второй ступени) мыла окно в кухне - и вдруг напротив в окне ка-ак бабахнет! Няня и говорит: "Шурка! Беги, погляди, у кого это примус опять взорвался…"
А было вовсе не примус. А тот писатель, который Иликину книжку написал. Из нагана в себя… Сам.
- Няня, а в себя сам… разве убивают?
- Неча глаза таращить. Зубы чистить и спать. Ночь на дворе.
Я не хочу спать. Я сижу на окне и гляжу. Много как окошек в нашем дворе. Одни окошки веселые - с занавесками, и абажур красный, и цветок на подоконнике. А в других - только лампочка под потолком и никаких занавесок. И видно, как дяденька какой-то ходит по комнате. Ходит и курит. Одна папироса кончится - он чирк! И опять курит… А в другом - мама какая-то с ребеночком. Тоже ходит.
Укачивает его, наверное. У нее еще лампа стоит на столе. И машинка, на которой печатают. Мама подошла, взяла со стула платок, прикрыла лампу, чтобы маленькому не светило… И все ходит и ходит.
"Спи, моя радость, усни…"
Это моя мама так пела.
"Мышка за печкой не спит.
Мышка все время скрипит…
Кто-то вздохнул за стеной.
Что нам за дело, родной?.."
…А одно окно совсем черное. Прямо напротив нашего. Оно и днем черное - в нем теперь никто не живет.