Дорога к храму. Записки бывшего атеиста

читать Дорога к храму. Записки бывшего атеиста
Занков Дмитрий Сергеевич
11
У каждого человека свой путь, которым он приходит к Богу. Ктото вырос в воцерковлённой семье, ктото с юности понял истинность православия. Однако нередко немалая часть нашей жизни проходит в заблуждениях и поисках. Эта книга представляет собой попытку бывшего атеиста посмотреть критическим взглядом

Шрифт
Фон

Дмитрий Занков

Дорога к храму. Записки бывшего атеиста

Вступление. О чём эта книга

 Как всегда, в любой книге, статье или даже обычном студенческом реферате самым сложным моментом является начало труда, его первые строки. Я даже специально отложил написание этой части напоследок, но вот пришлось всё-таки взяться и за неё.

Наверное, самое важное, что я могу и должен сказать о себе это то, что вплоть до 30 лет я был атеистом, пускай и не воинствующим, не тем, которых раздражает само наличие храмов, священнослужителей и вообще верующих, но всё же достаточно убеждённым.  Слава Богу, но уже 12 лет как я являюсь православным христианином.  Принято говорить, что я пришёл к Богу, в моём случае правильным будет сказать, что Бог взял меня за руку и буквально привёл к себе. Слишком уж я был человеком, склонным к сомнениям и нерешительности.

Я понимаю, что  есть много людей, которые уже во многом осознали ложь и пустоту атеизма, но по разным причинам так и не смогли сделать решительные шаги, переступить через порог храма.  Эта книга предназначена, в первую очередь, для них, может быть она поможет разрушить определённые стереотипы о православии и Церкви, которые продолжают распространяться  в нашем обществе.

Конечно, есть люди, которые уже с детских лет были воцерковлены или смогли сразу отбросить все сомнения, но, думаю, и им эта книга может быть  не бесполезна.

Скажу несколько слов о себе. По образованию я историк, кандидат исторических наук, много лет проработал преподавателем в школах и колледжах. Родился и воспитывался в абсолютно невоцерковлёной семье. Говорю это исключительно для того, что в определённом смысле это тоже разрушает некоторые стереотипы. Обращение ко Христу вполне может сочетаться с образованностью и даже знание истории не является помехой для принятия христианской истины, о чём так любят поговорить атеисты. Приход к Богу не зависит полностью от того,  в каких обстоятельствах и среди каких людей ты рос и воспитывался. Нельзя объяснить принадлежность к Православной Церкви исключительно традициями.

Агностицизм временно или навсегда?

 В последнее время всё большее количество людей предпочитает обозначать себя в качестве агностиков.  То есть человек в существовании Бога не убеждён, но при этом не  считает также, в отличие от атеистов, что Его несуществование является очевидным фактом.

Как и все мы грешные, агностики также не избегают греха гордыни и зачастую считают именно свою идеологическую позицию верхом мудрости. Будьте уверены, если в сети развернётся очередная дискуссия между верующими и атеистами, то рано или поздно появится человек, который заявит нечто вроде. "Вот вы тут спорите. А зачем спорите? Всё равно друг друга не убедите. Не разумнее ли признать, что ваш спор бессмыслен и дать возможность каждому спокойно оставаться при своём мнении"?

Как же нам относиться к агностицизму? Всё на самом деле зависит от того, а как эти люди относятся сами к своей позиции. Считают ли они её чем-то временным или, наоборот, признают, что их взгляды останутся неизменными.

В первом случае агностицизм, думаю, можно признать вполне достойной позицией. Более того, в каком-то смысле даже неизбежной для каждого человека, который приходит от неверия к вере. Такой агностик признаёт, что он не знает на данный момент истину, но при этом стремится её найти. Он готов рассматривать непредвзято любые точки зрения и мнения, при этом подразумевая, что согласится с той, которая окажется верной.

Разумеется, этот период может быть и достаточно продолжительным.  Теоретически он может продлиться и всю жизнь. Мы не знаем всех подробностей Божьего промысла об отдельном человеке. Обращение  к Богу даже в последние дни жизни это также возможный вариант.


Вот к таким агностикам стоит относиться с уважением и терпением. Не стоит высмеивать их позицию, заявлять, что всё ведь и так очевидно, что для сомнений нет никаких причин. Вы можете порадоваться, что всё очевидно для вас, но не стоит переносить этот духовный опыт на всех остальных людей.

Тут правда стоит уточнить, что люди, находящиеся именно в таком духовном поиске, обычно себя агностиками и не называют.

К сожалению, под названием агностицизм  мы чаще сталкиваемся с совсем другой позицией, которую можно было бы охарактеризовать как полное душевное безразличие. Человек признаёт, что он не знает истину, при этом откровенно заявляет, что искать её он и не собирается. Ему это абсолютно ненужно, неинтересно, не видит он в этом никакой пользы для себя.  Этот агностицизм является по сути своей интеллектуальной и духовной ленью, нежеланием приложить усилия для того, чтобы разобраться в самом важном вопросе нашей жизни.

Зачастую переубедить таких людей гораздо сложнее, чем самых воинствующих атеистов. Последних, если в чём и нельзя упрекнуть, так это в равнодушии к религиозным вопросам. Они охотно вступают в дискуссии, спорят, невольно выслушивая аргументы своих оппонентов, а порой даже и прислушиваясь к ним.

Не то агностики. Они, скорее всего, просто не будут с вами спорить, предпочитая вообще не обсуждать религиозные темы.

Конечно, на практике агностицизм не так уж редко бывает, скорее всего, лишь ещё одной разновидностью атеизма. Просто по каким-то соображениям человек предпочитает не говорить о своих атеистических убеждениях в открытую. Зачастую это связано  с желанием играть роль якобы объективного третейского судьи, который может беспристрастно оценивать аргументы обеих сторон.

На практике, однако, такой судья крайне пристрастен и любые даже самые очевидные аргументы верующих рассматривает крайне критично, зато к атеистам гораздо более лоялен.

Вера в Бога или вера в существование Бога? Что такое эпохоцентризм

Конечно, говоря о вере в Бога, нужно понимать, что само это слово имеет многочисленные оттенки смысла. Один из них подразумевает знание о чём-то. Говоря о себе как о верующем, человек утверждает, что он знает о существовании Бога. Однако таким знанием могут обладать далеко не только благочестивые люди. Как сказано у апостола Иакова: "И бесы веруют и трепещут" (Иак. 2:19). То есть, демонические существа как раз обладают знанием о бытии Бога, у них в этом нет никакого сомнения.

Однако мы понимаем, что называя себя верующим, человек говорит не только  о знании. Он имеет в виду, что принимает Господа как своего Спасителя, берёт на себя обязательство не отрекаться от Него и соблюдать заповеди. Именно в этом и заключается вера.

Ни для кого, наверное, не является секретом, что подавляющее большинство людей по природе своей эгоцентрики. Мы склонны рассматривать всё происходящее в мире, через призму своих собственных интересов и предпочтений.  Нам кажется, что весь мир вращается именно вокруг нас.

Менее заметным, но практически столь же все объемлющим является другая человеческая черта, которую можно назвать "эпохоцентризмом". Вольно или невольно, но мы считаем нынешний уровень цивилизации чем-то невиданным и выдающимся, ставящим нас выше остальных.  При этом подобное отношение распространяется не только на предыдущие поколения (для этого хоть какие-то разумные основания можно найти), но и на наших потомков.

Определённое лекарство от эпохоцентризма есть. Заключается оно в изучении истории. Когда ты прочитаешь авторов V, XV, XVIII веков, у каждого из которых звучит в общем одна и та же мысль: "Наши предки нам бы обзавидовались, а наши потомки будут вечно восхищаться нами и нашими достижениями", то сначала ты, конечно, посмеёшься. Но потом начнёшь понимать, что и тебе самому, и большинству окружающих тебя людей свойственен именно такой взгляд.

Шрифт
Фон
Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке

Отзывы о книге

Популярные книги автора